Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно.
Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он
должен путем собственной деятельности… Можно наполнить
чем-нибудь тело, например, ядом, но ум наполнить ничем нельзя.
Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать.
А. Дистервег
Урок по теме «Экспериментальные данные и вероятностные события» прошел в 9 е классе в форме практикума, где кадетам предстояло ответить на вопрос: «Подтверждается ли вероятность, найденная по формуле вычисления классической вероятности, опытным путем?»
Отвечая на этот вопрос в начале урока, мнения кадет разделились. Свои гипотезы им предстояло подтвердить в ходе выполнения практической работы. Кадеты, работая в малых группах, провели 2 эксперимента: с подбрасыванием монеты и исследованием частоты появления буквы «О» в литературных отрывках из рассказа хакасского писателя Николая Доможакова «В далеком аале».
На первом этапе, с подбрасыванием монеты, выпадение «орла» разнилось от 7 до 14 из 20 бросков. Ребята были уверены, что опытным путем мы окажемся далеки от результата 50% , который они получили, вычислив вероятность данного события по формуле классической вероятности. На втором – от 18 до 25 из 40 бросков, а на третьем уже от 38 до 43 из 80 бросков.
Во втором исследовании необходимо было посчитать частоту появления буквы «О» в предложенных отрывках одного литературного произведения. Тексты были различные с объемом (количеством букв) от 218 до 303. Но и в этом эксперименте, к удивлению кадет, результат превзошел все ожидания. Он оказался близок к частоте появления буквы «О» по таблице русского языка.
Все сомнения развеяны. Вывод был очевиден: при увеличении количества испытаний частота выпадения определенного события стремится к некоторому постоянному числу, которое назвали статистической вероятностью и оно близко к классической вероятности данного события.