Выпускные экзамены — один из важнейших этапов в жизни человека, во многом определяющий будущее. Главное условие успешной сдачи ЕГЭ — разработать индивидуальную стратегию подготовки, то есть найти такие приемы и способы, которые будут эффективны и полезны. Для этого выпускнику необходимо осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех. Реализовать эти сложные задачи выпускнику помогает использование чек-листов по подготовке к ЕГЭ.
Чек-листы – это перечень заданий с различными уровнями успешности их выполнения, т.е. план действий кадета при изучении темы, модуля или урока. На одном из уроков математики кадеты 52-го учебного взвода под руководством преподавателя Харахориной Ольги Александровны отрабатывали умение решать показательные и логарифмические уравнения с использованием чек-листов по данной теме. Ребята работали в парах. Чек-лист к уроку содержали разноуровневые задания, справочный материал с указанием основных методов и алгоритмов решения уравнений. Для самопроверки ребятам были предложены ответы с комментариями и шкала для определения уровня освоения материала. Преподаватель координировал деятельность кадет и выступал в роли консультанта.
По мнению кадета Наумова Александра, работа с чек-листом помогает ставить собственные цели в освоении учебного материала и планировать деятельность по их достижению, получать информацию о результатах своей деятельности самостоятельно.
Кадет Еникеев Эрнест отметил, что иногда сложно понять, где именно кроется проблема в изучении темы. Работа с чек-листом позволяет легко выявлять эти пробелы и овладевать алгоритмом оценки собственного продвижения.
Преподаватель математики отмечает, что чек-листы – это листы индивидуальных достижений для отслеживания и оценивания предметных знаний и способов деятельности. Таким образом, применение чек-листов при подготовке к ЕГЭ выводит самостоятельность ребят на новый, более осознанный уровень, повышает мотивацию.