По праву достойна в стихах быть воспета
о свойствах корней теорема Виета…
(А.Гуревич)
Что связывает великих математиков Франсуа Виета, Этьенна Безу и Ульяма Горнера? На этот вопрос предстояло ответить кадетам 22-го учебного взвода на уроке математики (преподаватель Дуброва И.А.).
С теоремой Виета они уже были знакомы и успешно применяли ее для нахождения корней квадратного уравнения. На последних уроках алгебры мальчишки познакомились с методом переброски старшего коэффициента и алгоритмом решения биквадратных уравнений. Но неожиданно возникла проблема: «А можно ли теми же методами решать кубические уравнения или уравнения четвертой степени, которые не являются биквадратными?». Муругов Даниил и Беседин Егор поспешили за ответом в библиотеку училища и выяснили, что результатом поиска методов решения уравнений высших степеней, неподдающихся решению способами, рассматриваемыми в школьной программе, стали способы, основанные на применении теоремы Виета (для уравнений степени выше 2), теоремы Безу и схемы Горнера. Эти факты они рассказали на уроке своим одноклассникам.
«Что ж, проблему надо решать» — согласился с ребятами преподаватель математики И.А.Дуброва.
Разобрав на примерах применение следствия из теоремы Безу и схему Горнера, кадеты пришли к выводу, что владение данными способами решения уравнений высших степеней сокращает время для выполнения задания, от которого зависит результат работы и качество процесса обучения.
Кадет Беседин: «Считаю, что материал, который мы разобрали сегодня на уроке, расширил мои знания о методах решения уравнений высших степеней. Я смогу лучше подготовиться к итоговой аттестации по математике и математическим олимпиадам».