«Не стыдно чего-нибудь не знать, но стыдно не хотеть учиться» Сократ
Пятого марта на уроке геометрии кадеты 12 взвода вновь встретились с их старым другом – прямоугольным треугольником. С каждым годом, начиная с уроков наглядной геометрии в 5-м классе, они все больше узнают о свойствах этой удивительной фигуры. В чем его уникальность? Заметим, что решая задачи, мы почти всегда выходим на прямоугольный треугольник и с его помощью находим ответы на поставленные вопросы. В чём же секрет прямоугольного треугольника? Все ли его свойства известны? Каковы его возможности? С каких пор человек использует прямоугольный треугольник? Где он нашел применение в практической жизни?.. На эти и многие другие вопросы предстояло ответить кадетам на уроке математики под руководством преподавателя Дубровой Ирины Алексеевны.
Работали ребята в трёх группах по 6 человек. В каждой группе был назначен координатор-консультант, который распределял задачи по уровням и следил за заполнением каждым кадетом своего оценочного листа.
На первом этапе («Разведка боем») кадеты повторили теоретический материал, выяснили: «Что значит – решить прямоугольный треугольник» и решили 6 задач по готовым чертежам.
Следующий этап был назван «Вместе мы сила». Получив файл с раздаточным материалом, консультант каждой группы распределил задачи по уровням (все 6 задач были разные по содержанию) и при необходимости консультировал их. Проверка проходила по кругу: кадет передавал свои решения соседу, а тот оценивал его работу по ответам, зачитанным преподавателем.
Третий этап «Египетский треугольник» заключался в выполнении практической работы. Прослушав сообщение о том, как в Древней Греции для построения прямоугольного треугольника на местности использовали веревку, на которой были завязаны 13 узелков, на одинаковом расстоянии друг от друга, кадеты сами попытались построить такой треугольник. Изучая теорему Пифагора, они уже познакомились с тем, что треугольник со сторонами 3,4,5 называют египетским треугольником Пифагора. Для работы им были выданы ленточки длиной 48 см, линейки и булавки. Работали ребята по тройкам: один вёл расчёты, а два других кадета с помощью булавок делили ленточку на 12 равных частей, а потом выкладывали прямоугольный треугольник.
На этом этапе обучающиеся разобрали с помощью презентации задачи с практическим содержанием: нахождение высоты пирамиды; нахождение угла, на который надо поднять пожарную лестницу, чтобы достать до пятого этажа; нахождение расстояния от рыболовецкого судна до косяка рыб, о котором сообщил капитану штурман самолета, заметивший косяк.
Следующий этап назывался «Служу России». Из сообщения Савина Данила, рассказавшем о случае, произошедшим с сержантом Куприяновым и солдатом Карповым в годы Великой Отечественной войны, которые с помощью сообразительности и сноровки выполнили боевое задание: измерили ширину реки, через которую им предстояло организовать переправу, вследствие чего кадеты узнали о «Способе Козырька».
Далее ребята решили задачу на определение расстояния от наблюдательного пункта А до центра опорного пункта подразделения противника В, использовав понятие косинуса острого угла прямоугольного треугольника.
Заключительным этапом урока было погружение в мир практических задач. Кадетам предстояло решить две задачи из вариантов ВПР. Успешно справившись и с этим заданием, заполнив свои зачётные листы, они обменялись мнениями и смогли наконец ответить на главный для себя вопрос: «Для чего мы изучаем эти синусы и косинусы?»
Пришли к выводу: прямоугольный треугольник, на первый взгляд такой простой, но на самом деле неисчерпаемый объект изучения. Он проводник в удивительный мир геометрии, в мир ещё полный тайн и нерешенных задач.