Нет ни одной области математики, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира. Лобачевский Н.И
Эти слова великого русского ученого стали эпиграфом интегрированного урока математики и физики по теме «Гармонические колебания» для кадет 12-го взвода. С гармоническими колебаниями ребята познакомились еще в 9-м классе на уроках физики, а в 10-м классе они научились строить графики функций, полученных преобразованием синусоиды.
Урок начался с демонстрации опытов. Преподаватель физики Мушин Ф.Ю показал на моделях колебательное движение. А его ассистенты, кадеты Жуков Андрей и Гончаров Даниил, продемонстрировали свое домашнее задание. Сделанный из горлышка пластиковой бутылки маятник они подвесили над равномерно движущейся бумажной лентой. Из маятника высыпался песок, который оставлял след на бумажной ленте. В результате эксперимента было обнаружено, что след совпадает с синусоидой. Вспомнили кадеты и о колебаниях, которые встречаются в жизни: электрический ток, свет, звук, биение сердца… Напомнили о разрушительной силе резонанса. Прежде, чем колонна солдат вступает на мост, командиры отдают команду: «Сбить ногу!»
Повторив алгоритмы преобразования графиков функций и сопоставив обозначения и характеристики колебательного движения в математике и физике, кадеты успешно справились с практической задачей.
Урок закончился, но мальчишки помнят, что к этому явлению в курсе физики они возвратятся вновь в 11-м классе, после изучения понятия производной на уроках математики.
«Хочешь сделать доброе дело – отбрось колебания», гласит персидская пословица.